Эльвира Хмельницкая: «Как вырастить в себе внутреннего терапевта?» Часть 1

Эльвира Хмельницкая: «Как вырастить в себе внутреннего терапевта?» Часть 1

Эльвира Хмельницкая

Врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук,
Сертифицированный Бодинамический терапевт,
Специалист по работе с шоковой травмой и ПТСР (Bodynamic International Aps),
Специалист по составлению карты тела (Bodynamic International Aps),
Участник двухгодичной программы для супервизоров (Bodynamic International Aps).

«Как вырастить в себе внутреннего терапевта?»

В принципе это несложно, пойти на длительную терапию к профессиональному психотерапевту, и тогда отношения с этим внешнем терапевтом, станут моделью для внутреннего терапевта. Только важно, чтобы терапевт был поддерживающим и безопасным, без нарциссических требований жить свою счастливую жизнь. А то при очередном рядовом стрессе можно попасть в депрессию от того, что счастливая жизнь не получилась опять. Хотя некоторым нравятся более назидающие и жесткие отношения в терапии (они более привычные, похожи на отношения с родителями), но они рискуют приобрести еще одного внутреннего критика и обвинителя, причем за свои деньги.

То есть мы вырастаем в отношениях, травмируемся в отношениях и исцеляемся в отношениях.

Именно так. Недавно читала такую метафору, это с моего «свободного непрофессионального перевода с английского» — отношения для человека, как амбар для мыши, она там живет, строит дом, питается, выводит потомство и т. д.
То есть отношения для нас — это все. Как амбар для мыши.

Круто знать английский

Сколько того английского при современных возможностях.
А вот отношения формируют нас: наше тело, наш характер, наши привычные способы поведения и так далее.

О чём говорят мышцы

Расскажи для тех, кто не знает, что это за направление в телесной терапии — бодинамика, чем оно прекрасно?

Это достаточно новое направление, оно возникло в 80-е, когда датские энтузиасты (во главе с Лизбет Марчер) начали экспериментировать с собой, занимаясь телесными практиками. Они решили обучатся у Лилимор Джонсон, хиропрактика и физиотерапевта, результаты которой в работе с тяжелыми пациентами были весьма впечатляющи. Она поднимала людей, которые долгие годы лежали. В процессе обучения выяснилось, что она обладает экстрасенсорными способностями, которые позволяют ей слышать, «что говорят мышцы» и использовать полученную информацию для помощи пациенту. Естественно, что никто из обучающихся у нее энтузиастов, не мог слышать, что говорят мышцы.

Многообещающее начало! Такой в общем-то не очевидный навык…

Они начали искать способ, который бы позволил услышать то, что говорят мышцы. Для начала исследователи (их было человек 30) выяснили, что мышцы отличаются по плотности, одни помягче, их назвали гипореактивные, другие пожестче — их назвали гипер-реактивные. Причем еще различают степени их плотности. Потом они начали замечать, что, контактируя с разными мышцами, трогая их, люди поднимают разные темы. А так же разные движения поднимают разные темы на психотерапевтической сессии. У них накопилось 10 000 описанных сессий, на это ушел не год-два, а десятилетие. Обработав все материалы, они пришли к выводу, что каждая мышца имеет не только двигательную, но и психологическую функцию.

То есть всё-таки мышцы говорят…

Мало того, что они говорят, они еще в процессе психотерапии могут менять свою психологическую функцию и, соответственно, меняется их плотность, она же реактивность. Исследователи выяснили, что, во-первых, разные мышцы включаются в разных возрастах, а во-вторых, то, какой будет мышца, поплотнее или помягче (гипер- или гипореактивная), зависит от того, как родители встречали, т. е. реагировали, относились к поведению ребенка.

Как встретишь, так и проведешь

Что значит «встретят»?

Родители так или иначе реагируют на поведение ребенка. Например, многие родители жалуются, мол, раньше посадишь ребенка на одеялко и он сидит, спокойно сушку грызет, а теперь уполз с этого одеялка и дополз по холодному полу к шуфлядке (*ящик) и все оттуда вынул. Представь какой восторг у ребенка — дополз, открыл, вынул все — это новый навык, невероятные усилия мозга и мышц. Ребенок в восторге и заглядывает в глаза маме в надежде увидеть такой же восторг. . . А встречает в них злость и возмущение. Надо быть действительно любящим родителем, чтобы разделить радость ребенка, а не злится на то, что теперь придется убирать все.

Если же родители встречают новое движение с неодобрением и злостью, то у ребенка формируется некий паттерн (от лат. patronus  - шаблон)? На что он влияет?

Может быть два варианта. Первый вариант: если ребенок только начал делать первые шаги и регулярно встречался с агрессивным «Куда пополз?!" в его мозгу любопытство и инициатива будут сцеплены со страхом. Помните, закон нейропластичности мозга, нейроны, которые включаются одновременно, соединяются вместе. То есть наш пережитый опыт формирует строение нашего мозга. Есть большая вероятность, что такой человек в последующем будет испытывать страх всякий раз, когда проявляет инициативу или следует за своим любопытством.

А если это не в самом начале произошло? Если ребенок все-таки успел попробовать, прежде чем его стали наказывать за чрезмерную инициативу?

Если мышца уже успела научиться совершать движение и только потом встретила сопротивление родителей, то она в дальнейшем будет хотеть это сделать и одновременно удерживать себя от этого, испытывая злость и недовольство, то есть часть энергии будет тратиться на преодоление чего-то, чего, может быть, и не существует в реальности.

Три одинокие звезды вместо Млечного пути

Я правильно понимаю, что неверное формирование мышц влияет на характер человека, на судьбу?

Оно влияет на формирование нейронных связей в мозге, а именно они формируют наш характер и, можно сказать, судьбу.

Получается, в 10 месяцев не залез в шуфлядку — всю жизнь сидишь клерком?

Ну-у-у… давай скажем так: не всё так печально. Если у человека проявление инициативы сцеплено со страхом, то для того, чтобы проявлять инициативу ему будут нужны специальные условия-либо поддерживающие партнеры, либо работа в команде, либо психотерапия.

К тому же в подростковом возрасте все может быть «переписано», если ребенок встретит адекватную поддержку.

И уже не от лица родителей, которые, чаще всего к этому времени не пользуются авторитетом, ведь перед подростком стоит задача разрушить старые авторитеты и найти новые…

Это уж как повезет. Хотя я согласна: подростку ценны не столько родители, сколько сверстники или другие взрослые. Но родители ведь тоже дозревают, меняются. Родительство — это очень развивающий опыт. Я снова обращусь к животным. Проводился такой эксперимент на крысах. Если они растут в обогащенной среде, могут играть, бегать, в их распоряжении колеса, горки, лабиринты, то мозг формируется более сложный, с многообразными нейронными связями (на картинке это выглядит как млечный путь). А если крысу растить так, чтобы она могла только поспать и покушать, то в мозге — не млечный путь из нейронов, а три одинокие звезды. Самое интересное, что вырастив пару выводков крысят, мозг этих «недоразвитых крыс», становится точно таким же как и у крыс, выросших в обогащенной среде. Причем это касается не только биологических родителей, такие исследования проводились и на самках, воспитывающих приемышей.

Значит ли это, что у людей тоже многодетность — признак качества жизни? Если, конечно, это не от отсутствия контрацепции, а от присутствия любви…

Если родителям интересно растить детей и развиваться вместе с ними — тогда ДА.

Я больше скажу: забота о детях коррелирует с продолжительностью жизни. У животных тоже есть различия в том, кто больше занят детенышами. И у того продолжительность жизни больше. Если самец больше ухаживает за малышами (у некоторых видов обезьян, например), то тогда протяженность его жизни больше, чем у самки.

Современное воспитание приводит к тому, что родителям очень трудно сепарировать (лат. separatio — отделение) себя от детей, они готовы их на грудном вскармливании держать лет до 50 и говорить, как лучше деточке себя вести… Поступая таким образом, родители подсознательно продлевают себе жизнь?

Да. Хотя если даже не рожать очень часто, то за свою жизнь родители могут четверых родить легко. И тогда они до 60 будут активны, мозг будет вовсю работать. Ведь пары, которые рожают после 40, молодо выглядят. Им есть чем жить, их мозг работает, развивается, если хотите, омолаживается. Каждый раз новые вызовы, стрессы, которые заставляют адаптироваться, развиваться и так далее. Поэтому некоторые родители пытаются держаться за родительскую роль. Тут, конечно, можно злоупотреблять собственным ребенком. Но опять-таки, вспомним животных: когда котенок или щенок долго остается с матерью, то с какого-то момента мамаша начинает уже относится не по-родительски.

«Перекроите всё иначе…»

Вернемся к подростковому возрасту. Ты сказала, что в это время можно изменить те паттерны, которые были заложены в младенчестве. Но в каком возрасте все это закладывается — до года, позже?

Человеческий мозг развивается всю жизнь. Ему присуща нейропластичность. Пережитый опыт формирует строение мозга. Нейроны, которые включаются вместе — соединяются вместе.

Например, моя рука тянется вот к этой шоколадке, но… Может, в детстве по рукам всякий раз били, когда я к ней тянулась, поэтому я делаю это сейчас с некоторым страхом…

Предположим, всё так и было. Тогда тебе понадобилось время, чтобы внутри как-то отрегулировать этот страх. Ты ведь сейчас внутри себя успокоила («Ладно, ничего, все-таки потянусь», хотя первой реакцией была тревога), и потянулась к этой шоколадке. Только и всего.

Нейронные сети и связи между нейронами быстрее всего образуются до трех лет и в подростковом возрасте. А подростковый возраст у нашего мозга длиться до 25–27 лет.

Именно до этого возраста в центре саморегуляции, передней префронтальной коре, увеличивается количество нейронов и связей между ними очень быстро.

Мозг вообще-то всю нашу жизнь строит одни связи и разрушает другие. Это как у собак. Если щенка научить чему-то в детстве, то это у него будет на всю жизнь. Можно дрессировать и взрослую собаку, но чтобы этот навык сохранялся, его надо будет все время поддерживать.

Вернемся немного назад. Как родителям помогать своему ребенку развивать новые навыки и двигательные, и психологические — хватать ли, ползать ли, говорить ли «Нет!»? И как быть, если, будучи взрослым, начинаешь понимать, что-то со мной не так — я такой безынициативный и нелюбознательный?

Вообще эти паттерны нашего поведения формируются в контакте с людьми и меняются в лучшую или худшую сторону тоже через контакт с другими людьми. Если мы хотим что-то изменить внутри, нам важно найти поддержку этому вокруг нас. Часто наш внутренний диалог становится отражением того, как с нами разговаривали родители.

Говорят же, что голос внутреннего критика — это голос мамы или папы.

У некоторых, наоборот, — это внутренняя поддержка.

Продолжение интервью читайте во второй части.

Беседовала Юлия Дьякова

Doctor.kz

Расскажите о статье друзьям или скормите ее принтеру

Онлайн-консультации Задать вопрос получите консультацию
у наших экспертов

Здоровье это просто